Карта сайта Kansoftware
НОВОСТИУСЛУГИРЕШЕНИЯКОНТАКТЫ
KANSoftWare

Использование открытых интерфейсов среды программирования Delphi

Delphi , Программа и Интерфейс , IDE и Компилятор

Использование открытых интерфейсов среды программирования Delphi

Экскурсия по цехам. Монолог экскурсовода.
- Вот тут у нас делаются компакт-диски... Работают роботы под управлением операционной системы Юникс... Посмотрели?.. Идём дальше...
- А вот тут у нас собираются и разрисовываются те красивые лицензионные коробочки... Роботы управляются системой OS/2...
[Входят через бронированную дверь с зарешёченным окошком и здоровенным замком]
- А вот тут работают роботы под управлением Windows 95... Наденьте, пожалуйста, защитные костюмы...

Одной и наиболее сильных сторон среды программирования Delphi является ее открытая архитектура, благодаря которой Delphi допускает своего рода метапрограммирование, позволяя “программировать среду программирования”. Такой подход переводит Delphi на качественно новый уровень систем разработки приложений и позволяет встраивать в этот продукт дополнительные инструментальные средства, поддерживающие практически все этапы создания прикладных систем. Столь широкий спектр возможностей открывается благодаря реализованной в Delphi концепции так называемых открытых интерфейсов, являющихся связующим звеном между IDE (Integrated Development Environment) и внешними инструментами. Данная статья посвящена открытым интерфейсам Delphi и представляет собой обзор представляемых ими возможностей.

В Delphi определены шесть открытых интерфейсов: Tool Interface, Design Interface, Expert Interface, File Interface, Edit Interface и Version Control Interface. Вряд ли в рамках данной статьи нам удалось бы детально осветить и проиллюстрировать возможности каждого из них. Более основательно разобраться в рассматриваемых вопросах вам помогут исходные тексты Delphi, благо разработчики снабдили их развернутыми комментариями. Объявления классов, представляющих открытые интерфейсы, содержатся в соответствующих модулях в каталоге ...\Delphi\Source\ToolsAPI.

Design Interface (модуль DsgnIntf.pas)
предоставляет средства для создания редакторов свойств и редакторов компонентов. Редакторы свойств и компонентов – это тема, достойная отдельного разговора, поэтому напомним лишь, что редактор свойства контролирует поведение Инспектора Объектов при попытке изменить значение соответствующего свойства, а редактор компонента активизируется при двойном нажатии левой кнопки мыши на изображении помещенного на форму компонента.
Version Control Interface (модуль VCSIntf.pas)
предназначен для создания систем контроля версий. Начиная с версии 2.0, Delphi поддерживает интегрированную систему контроля версий Intersolv PVCS, поэтому в большинстве случаев в разработке собственной системы нет необходимости. По этой причине рассмотрение Version Control Interface мы также опустим.
File Interface (модуль FileIntf.pas)
позволяет переопределить рабочую файловую систему IDE, что дает возможность выбора собственного способа хранения файлов (в Memo-полях на сервере БД, например).
Edit Interface (модуль EditIntf.pas)
предоставляет доступ к буферу исходных текстов, что позволяет проводить анализ кода и выполнять его генерацию, определять и изменять позицию курсора в окне редактора кода, а также управлять синтаксическим выделением исходного текста. Специальные классы предоставляют интерфейсы к помещенным на форму компонентам (определение типа компонента, получение ссылок на родительский и дочерние компоненты, доступ к свойствам, передача фокуса, удаление и т.д.), к самой форме и к ресурсному файлу проекта. Также Edit Interface позволяет идентифицировать так называемые модульные нотификаторы, определяющие реакцию на такие события, как изменение исходного текста модуля, модификация формы, переименование компонента, сохранение, переименование или удаление модуля, изменение ресурсного файла проекта и т. д.
Tool Interface (модуль ToolIntf.pas)
предоставляет разработчикам средства для получения общей информации о состоянии IDE и выполнения таких действий, как открытие, сохранение и закрытие проектов и отдельных файлов, создание модуля, получение информации о текущем проекте (число модулей и форм, их имена и т. д.), регистрация файловой системы, организация интерфейсов к отдельным модулям и т.д. В дополнение к модульным нотификаторам Tool Interface определяет add-in нотификаторы, уведомляющие о таких событиях, как открытие/закрытие файлов и проектов, загрузка и сохранение desktop-файла проекта, добавление/исключение модулей проекта, инсталляция/деинсталляция пакетов, компиляция проекта, причем в отличие от модульных нотификаторов add-in нотификаторы позволяют отменить выполнение некоторых событий. Кроме того, Tool Interface предоставляет средства доступа к главному меню IDE Delphi, позволяя встраивать в него дополнительные пункты.
Expert Interface (модуль ExptIntf.pas)
представляет собой основу для создания экспертов — программных модулей, встраиваемых в IDE c целью расширения ее функциональности. В качестве примера эксперта можно привести входящий в Delphi Database Form Wizard, выполняющий генерацию формы для просмотра и изменения содержимого таблицы БД.

Эксперты бывают нескольких типов (стилей):

Стиль Описание
esStandard Для каждого эксперта такого стиля IDE добавляет пункт меню Tools/..., при выборе которого эксперт активизируется (IDE вызывает его метод Execute)
esForm
esProject
IDE рассматривает эксперты данного стиля как шаблоны форм/проектов и помещает активизирующие их изображения в галерею Object Repository.
esAddIn Эксперты подобного стиля обеспечивают собственный интерфейс с IDE
   

Класс каждого эксперта является потомком базового класса TIExpert, содержащего серию абстрактных методов, которые необходимо перекрыть в порождаемом классе:

Метод Описание
GetName Должен возвращать имя эксперта
GetAuthor Должен возвращать имя автора эксперта. Это имя отображается в Object Repository
GetComment Должен возвращать комментарий (1-2 предложения), поясняющий назначение эксперта. Используется в Object Repository
GetPage Должен возвращать название страницы Object Repository, на которую IDE поместит соответствующее эксперту изображение
GetGlyph Должен возвращать дескриптор (HICON, в Delphi 1.0 – HBITMAP) соответствующего эксперту изображения в ObjectRepository
GetStyle Должен возвращать константу, соответствующую стилю эксперта (esStandard/esForm/esProject/esAddIn)
GetState Если возвращаемое множество содержит константу esChecked, IDE пометит соответствующий эксперту пункт меню “галочкой”, а если множество содержит константу esEnabled, то IDE сделает этот пункт меню доступным для выбора
GetIDString Должен возвращать строку – идентификатор эксперта, уникальную среди всех установленных экспертов. По соглашению, формат этой строки таков:
Имя_Компании.Назначение_эксперта,
например: Borland.WidgetExpert
GetMenuText Должен возвращать текст, отображаемый в пункте меню эксперта. Этот метод вызывается каждый раз, когда раскрывается родительское меню, что позволяет сделать пункт меню контекстно-чувствительным
Execute Вызывается при вызове эксперта через меню или Object Repository (в зависимости от стиля)
   

Набор методов, подлежащих перекрытию, зависит от стиля эксперта:

Метод esStandard esForm esProject esAddIn
GetName + + + +
GetAuthor + +
GetComment + +
GetPage + +
GetGlyph + +
GetStyle + + + +
GetState +
GetIDString + + + +
GetMenuText +
Execute + + +
         

Определив класс эксперта, необходимо позаботиться о том, чтобы Delphi “узнала” о нашем эксперте. Для этого его нужно зарегистрировать посредством вызова процедуры RegisterLibraryExpert, передав ей в качестве параметра экземпляр класса эксперта.

В качестве иллюстрации создадим простой эксперт в стиле esStandard, который при выборе соответствующего ему пункта меню Delphi выводит сообщение о том, что он запущен. Как видно из вышеприведенной таблицы, стиль esStandard обязывает перекрыть шесть методов:


unit exmpl_01;

{ STANDARD EXPERT }

interface

uses
  Dialogs, ExptIntf;

type
  { класс эксперта является потомком базового класса TIExpert }
  TEMyExpert = class( TIExpert)
    function GetName: string; override;
    function GetStyle: TExpertStyle; override;
    function GetIDString: string; override;
    function GetMenuText: string; override;
    function GetState: TExpertState; override;
    procedure Execute; override;
end;

procedure register;

implementation

{ возвращаем имя эксперта }
function TEMyExpert.GetName: string;
begin
  Result := 'My Simple Expert 1';
end;

{ возвращаем стиль эксперта }
function TEMyExpert.GetStyle: TExpertStyle;
begin
  Result := esStandard;
end;

{ возвращаем строку - идентификатор эксперта }
function TEMyExpert.GetIDString: string;
begin
  Result := 'Doomy.SimpleAddInExpert_1';
end;

{ возвращаем текст пункта меню }
function TEMyExpert.GetMenuText: string;
begin
  Result := 'Simple Expert 1';
end;

{ возвращаем множество, характеризующее состояние пункта меню эксперта }
{ (доступность, наличие "галочки"); в данном случае пункт меню доступен, }
{ а "галочка" отсутствует }
function TEMyExpert.GetState: TExpertState;
begin
  Result := [esEnabled];
end;

{ при выборе пункта меню эксперта отображаем сообщение }
procedure TEMyExpert.Execute;
begin
  MessageDlg('Standard Expert Started!', mtInformation, [mbOK], 0);
end;

{ регистрируем эксперт }
procedure register;
begin
  RegisterLibraryExpert( TEMyExpert.Create);
end;

end.

Для того чтобы эксперт был “приведен в действие”, необходимо выбрать пункт меню Component/Install Component ... , выбрать в диалоге Browse модуль, содержащий эксперт (в нашем случае exmpl_01.pas), нажать ОК, и после компиляции пакета dclusr30.dpk в главном меню Delphi в разделе Help должен появиться пункт Simple Expert 1, при выборе которого появляется информационное сообщение “Standard Expert started!”.

Почему Delphi помещает пункт меню эксперта в раздел Help, остается загадкой. Если вам не нравится то, что пункт меню появляется там, где угодно Delphi, а не там, где хотите вы, возможен следующий вариант: создать эксперт в стиле add-in, что исключает автоматическое создание пункта меню, а пункт меню добавить “вручную”, используя средства Tool Interface. Это позволит задать местоположение нового пункта в главном меню произвольным образом. Для добавления пункта меню используется класс TIToolServices — основа Tool Interface — и классы TIMainMenuIntf, TIMenuItemIntf, реализующие интерфейсы к главному меню IDE и его пунктам. Экземпляр ToolServices класса TIToolServices создается самой IDE при ее инициализации. Обратите внимание на то, что ответственность за освобождение интерфейсов к главному меню Delphi и его пунктам целиком ложится на разработчика. Попутно немного усложним функциональную нагрузку эксперта: при активизации своего пункта меню он будет выдавать справку об имени проекта, открытого в данный момент в среде:


unit exmpl_02;

{ ADD-IN EXPERT, ДОБАВЛЕНИЕ ПУНКТА В ГЛАВНОЕ МЕНЮ IDE DELPHI }
interface

uses
  Classes, Dialogs, ToolIntF, ExptIntf, Menus;

type
  { класс эксперта является потомком базового класса TIExpert }
  TEMyExpert = class( TIExpert)
  private
    MenuItem: TIMenuItemIntf;
  public
    constructor Create;
    destructor Destroy; override;
    function GetName: string; override;
    function GetStyle: TExpertStyle; override;
    function GetIDString: string; override;
    procedure MenuItemClick( Sender: TIMenuItemIntf);
end;

procedure register;

function AddIDEMenuItem( const Caption, name, PreviousItemName: string;
const ShortCutKey: Char; OnClick: TIMenuClickEvent): TIMenuItemIntf;

implementation

{ добавляем пункт в главное меню IDE Delphi: }
{ 1) текст вставляемого пункта меню - 'Simple Expert 2'; }
{ 2) идентификатор вставляемого пункта меню - 'ViewMyExpertItem2'; }
{ 3) идентификатор пункта меню, перед которым добавляется новый }
{ пункт меню - 'ViewWatchItem' (для Delphi 5 - 'ViewWatchesItem');}
{ 4) горячая клавиша вставляемого пункта - 'Ctrl + 2'; }
{ 5) обработчик события, соответствующего выбору вставляемого пункта }
{ меню - MenuItemClick }
constructor TEMyExpert.Create;
begin
  inherited Create;
  MenuItem:= AddIDEMenuItem( 'Simple Expert 2', 'ViewMyExpertItem2',
  {$IFDEF VER130}
  'ViewWatchesItem', '2', MenuItemClick);
  {$ELSE}
  'ViewWatchItem', '2', MenuItemClick);
  {$ENDIF}
end;

destructor TEMyExpert.Destroy;
begin
  if Assigned( MenuItem) then
    MenuItem.Free;
  inherited Destroy;
end;

{ при выборе пункта меню эксперта отображаем сообщение, содержащее }
{ имя активного проекта }
procedure TEMyExpert.MenuItemClick( Sender: TIMenuItemIntf);
begin
  MessageDlg( 'Current project name is ' + ToolServices.GetProjectName,
  mtInformation, [mbOK], 0);
end;

{ возвращаем имя эксперта }
function TEMyExpert.GetName: string;
begin
  Result := 'My Simple Expert 2';
end;

{ возвращаем стиль эксперта }
function TEMyExpert.GetStyle: TExpertStyle;
begin
  Result := esAddIn;
end;

{ возвращаем строку - идентификатор эксперта }
function TEMyExpert.GetIDString: string;
begin
  Result := 'Doomy.SimpleAddInExpert_2';
end;


function AddIDEMenuItem( const Caption, name, PreviousItemName: string;
const ShortCutKey: Char; OnClick: TIMenuClickEvent): TIMenuItemIntf;
var
  MainMenu: TIMainMenuIntf;
  MenuItems, PreviousItem, ParentItem: TIMenuItemIntf;
begin
  Result:= nil;
  { получаем интерфейс пунктов главного меню IDE }
  MainMenu:= ToolServices.GetMainMenu;
  if Assigned( MainMenu) then
    try
      { получаем интерфейс пунктов верхнего уровня меню }
      MenuItems:= MainMenu.GetMenuItems;
      if Assigned( MenuItems) then
        try
          { ищем пункт меню перед которым необходимо вставить новый пункт }
          PreviousItem:= MainMenu.FindMenuItem( PreviousItemName);
          if Assigned( PreviousItem) then
            try
              { получаем интерфейс к родительскому пункту меню }
              ParentItem:= PreviousItem.GetParent;
              if Assigned( ParentItem) then
                try
                  { вставляем новый пункт меню и в качестве результата функции }
                  { возвращаем его интерфейс }
                  Result:= ParentItem.InsertItem( PreviousItem.GetIndex, Caption,
                  name, '', ShortCut( Word( ShortCutKey), [ssCtrl]), 0, 0,
                  [mfVisible, mfEnabled], OnClick);
                finally
                  { освобождаем интерфейс родительского пункта меню }
                  ParentItem.Free;
                end;
            finally
              { освобождаем интерфейс пункта меню перед которым вставили }
              { новый пункт }
              PreviousItem.Free;
            end;
        finally
          { освобождаем интерфейс пунктов верхнего уровня меню }
          MenuItems.Free;
        end;
    finally
      { освобождаем интерфейс главного меню IDE }
      MainMenu.Free;
    end;
end;

procedure register;
begin
  { регистрируем эксперт }
  RegisterLibraryExpert( TEMyExpert.Create);
end;

end.

В этом примере центральное место занимает функция AddIDEMenuItem, осуществляющая добавление пункта меню в главное меню IDE Delphi. В качестве параметров ей передаются текст нового пункта меню, его идентификатор, идентификатор пункта, перед которым вставляется новый пункт, символьное представление клавиши, которая вместе с клавишей Ctrl может использоваться для быстрого доступа к новому пункту, и обработчик события, соответствующего выбору нового пункта. Мы добавили новый пункт меню в раздел View перед пунктом Watches.

Теперь познакомимся с нотификаторами. Определим add-in нотификатор, отслеживающий моменты закрытия/открытия проектов и корректирующий соответствующим образом поле, хранящее имя активного проекта (реализацию методов, не претерпевших изменений по сравнению с предыдущим примером, для краткости опустим):


unit exmpl_03;

{ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ADD-IN НОТИФИКАТОРОВ }
interface

uses
  Classes, Dialogs, ToolIntF, ExptIntf, Menus;

type
  TEMyExpert = class;

  { касс add-in нотификатора порождаем от TIAddInNotifier}
  TAddInNotifier = class(TIAddInNotifier)
  private
    Expert: TEMyExpert;
  public
    constructor Create( anExpert: TEMyExpert);
    procedure FileNotification( NotifyCode: TFileNotification;
    const FileName: string; var Cancel: Boolean); override;
end;

  { класс эксперта является потомком базового класса TIExpert }
  TEMyExpert = class( TIExpert)
  private
    ProjectName: string;
    MenuItem: TIMenuItemIntf;
    AddInNotifier: TAddInNotifier;
  public
    constructor Create;
    destructor Destroy; override;
    function GetName: string; override;
    function GetStyle: TExpertStyle; override;
    function GetIDString: string; override;
    procedure MenuItemClick( Sender: TIMenuItemIntf);
end;

procedure register;

function AddIDEMenuItem( const Caption, name, PreviousItemName: string;
const ShortCutKey: Char; OnClick: TIMenuClickEvent): TIMenuItemIntf;

implementation

constructor TAddInNotifier.Create;
begin
  inherited Create;
  Expert := anExpert;
end;

procedure TAddInNotifier.FileNotification( NotifyCode: TFileNotification;
const FileName: string; var Cancel: Boolean);
begin
  with Expert do
    case NotifyCode of
      fnProjectOpened:
        ProjectName:= FileName; { открытие проекта }
      fnProjectClosing:
        ProjectName:= 'unknown' { закрытие проекта }
    end;
end;

constructor TEMyExpert.Create;
begin
  inherited Create;
  { добавляем пункт в главное меню IDE Delphi }
  MenuItem:= AddIDEMenuItem( 'Simple Expert 3', 'ViewMyExpertItem3',
  {$IFDEF VER130}
  'ViewWatchesItem', '3', MenuItemClick);
  {$ELSE}
  'ViewWatchItem', '3', MenuItemClick);
  {$ENDIF}
  try
    { создаем add-in нотификатор }
    AddInNotifier:= TAddInNotifier.Create( Self);
    { регистрируем add-in нотификатор }
    ToolServices.AddNotifier( AddInNotifier);
  except
    AddInNotifier:= nil;
  end;
  { инициализируем поле, хранящее имя активного проекта }
  ProjectName:= ToolServices.GetProjectName;
end;

destructor TEMyExpert.Destroy;
begin
  if Assigned( MenuItem) then
    MenuItem.Free;
  if Assigned( AddInNotifier) then
  begin
    { снимаем регистрацию add-in нотификатора }
    ToolServices.RemoveNotifier( AddInNotifier);
    { уничтожаем add-in нотификатор }
    AddInNotifier.Free;
  end;
  inherited Destroy;
end;

{ при выборе пункта меню эксперта отображаем сообщение, содержащее }
{ имя активного проекта }
procedure TEMyExpert.MenuItemClick( Sender: TIMenuItemIntf);
begin
  MessageDlg( 'Current project name is ' + ProjectName,
  mtInformation, [mbOK], 0);
end;

...

end.

Для реализации нотификатора мы определили класс TAddInNotifier, являющийся потомком TIAddInNotifier, и перекрыли метод FileNotification. IDE будет вызывать этот метод каждый раз, когда происходит событие, на которое способен среагировать add-in нотификатор (каждое такое событие обозначается соответствующей константой типа TFileNotification). Поле Expert в классе TAddInNotifier служит для обратной связи с экспертом (метод TAddInNotifier.FileNotification). В деструкторе эксперта регистрация нотификатора снимается, и нотификатор уничтожается.

А теперь проиллюстрируем использование модульных нотификаторов. Создадим add-in эксперт, выдающий сообщения о каждом акте сохранения проектного файла (реализацию уже знакомых нам методов для краткости не приводим):


unit exmpl_04;

{ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ НОТИФИКАТОРОВ }

interface

uses
  Classes, Dialogs, ToolIntF, ExptIntf, Menus
  {$IFDEF VER130}, EditIntf{$ENDIF};

type
  { класс модульного нотификатора порождаем от TIModuleNotifier }
  TModuleNotifier = class( TIModuleNotifier)
  private
    FileName: string;
  public
    constructor Create(const aFileName: string);
    procedure Notify( NotifyCode: TNotifyCode); override;
    {$IFDEF VER130}
    procedure ComponentRenamed(ComponentHandle: Pointer;
    const OldName, NewName: string); override;
    {$ELSE}
    procedure ComponentRenamed( const oldName, newName: string); override;
    {$ENDIF}
end;

  TEMyExpert = class;

  { класс add-in нотификатора порождаем от TIAddInNotifier}
  TAddInNotifier = class(TIAddInNotifier)
  private
    Expert: TEMyExpert;
  public
    constructor Create( anExpert: TEMyExpert);
    procedure FileNotification( NotifyCode: TFileNotification;
    const FileName: string; var Cancel: Boolean); override;
end;

  { класс эксперта является потомком базового класса TIExpert }
  TEMyExpert = class( TIExpert)
  private
    AddInNotifier: TAddInNotifier;
    ModuleInterface: TIModuleInterface;
    ModuleNotifier: TModuleNotifier;
  public
    constructor Create;
    destructor Destroy; override;
    function GetName: string; override;
    function GetStyle: TExpertStyle; override;
    function GetIDString: string; override;
    procedure AddModuleNotifier( const FileName: string);
    procedure RemoveModuleNotifier;
end;

procedure register;

implementation

constructor TModuleNotifier.Create(const aFileName: string);
begin
  inherited Create;
  FileName := aFileName;
end;

procedure TModuleNotifier.Notify( NotifyCode: TNotifyCode);
begin
  { если произошло сохранение соответствующего нотификатору файла, }
  { то выдаем сообщение об этом }
  if NotifyCode = ncAfterSave then
    MessageDlg(FileName + 'saved', mtInformation, [mbOK], 0);
end;

procedure TModuleNotifier.ComponentRenamed;
begin
  { ничего здесь не делаем, но метод необходимо перекрыть }
end;

procedure TAddInNotifier.FileNotification( NotifyCode: TFileNotification;
const FileName: string; var Cancel: Boolean);
begin
  with Expert do
    case NotifyCode of
      fnProjectOpened: { открытие проекта }
        { добавляем модульный нотификатор }
        AddModuleNotifier( FileName);
      fnProjectClosing: { закрытие проекта }
        { освобождаем модульный нотификатор }
        RemoveModuleNotifier;
    end;
end;

constructor TEMyExpert.Create;
begin
  inherited Create;
  try
    { создаем add-in нотификатор }
    AddInNotifier:= TAddInNotifier.Create( Self);
    { регистрируем add-in нотификатор }
    ToolServices.AddNotifier( AddInNotifier);
  except
    AddInNotifier:= nil;
  end;
  { добавляем модульный нотификатор }
  AddModuleNotifier( ToolServices.GetProjectName);
end;

destructor TEMyExpert.Destroy;
begin
  if Assigned( AddInNotifier) then
  begin
    { снимаем регистрацию add-in нотификатора }
    ToolServices.RemoveNotifier( AddInNotifier);
    { уничтожаем add-in нотификатор }
    AddInNotifier.Free;
  end;
  { освобождаем модульный нотификатор }
  RemoveModuleNotifier;
  inherited Destroy;
end;

procedure TEMyExpert.AddModuleNotifier;
begin
  { если модульный нотификатор для проектного файла уже зарегистрирован, }
  { то никаких действий не выполняем, во избежание появления дубликатов }
  { нотификаторов; в противном случае дубликаты могли бы появиться, }
  { например, при открытии Delphi: один нотификатор добавился бы при }
  { создании эксперта (в конструкторе класса эксперта), а второй - при }
  { открытии проекта (в TAddNotifier.FileNotification }
  if Assigned( ModuleInterface) and Assigned( ModuleNotifier) then
    Exit;
  try
    { получаем интерфейс модуля }
    ModuleInterface:= ToolServices.GetModuleInterface( FileName);
    try
      { создаем модульный нотификатор }
      ModuleNotifier:= TModuleNotifier.Create( FileName);
      { регистрируем модульный нотификатор }
      ModuleInterface.AddNotifier( ModuleNotifier);
    except
      ModuleNotifier:= nil;
    end;
  except
    ModuleInterface:= nil;
  end;
end;

procedure TEMyExpert.RemoveModuleNotifier;
begin
  if Assigned(ModuleNotifier) then
  begin
    if Assigned( ModuleInterface) then
      { снимаем регистрацию модульного нотификатора }
      ModuleInterface.RemoveNotifier( ModuleNotifier);
    { уничтожаем модульный нотификатор }
    ModuleNotifier.Free;
    ModuleNotifier:= nil;
  end;
  if Assigned( ModuleInterface) then
  begin
    { освобождаем модульный интерфейс }
    ModuleInterface.Free;
    ModuleInterface:= nil;
  end;
end;

...

end.

В данном примере add-in эксперт отслеживает события, соответствующие открытию/закрытию проектов. При каждом открытии проекта регистрируется модульный нотификатор, соответствующий файлу проекта. В плане реализации модульные нотификаторы схожи с add-in нотификаторами: мы определяем класс TModuleNotifier, являющийся потомком TIModuleNotifier и перекрываем его методы Notify и ComponentRenamed. IDE вызывает метод Notify при возникновении определенных событий, имеющих отношение к данному модулю; внутри этого метода и определяется реакция на то или иное событие. Метод ComponentRenamed вызывается при изменении имени компонента, лежащего на форме модуля. Обратите внимание на то, что мы не используем этот метод, но обязаны его перекрыть, иначе при изменении имени компонента будет происходить вызов абстрактного метода базового класса, что приводит к непредсказуемым последствиям. Регистрация модульного нотификатора является несколько более сложным процессом по сравнению с регистрацией add-in нотификатора: сначала мы получаем интерфейс модуля (TIModuleInterface), а затем с помощью интерфейса модуля регистрируем нотификатор. При закрытии проекта регистрация модульного нотификатора снимается (снова с использованием TIModuleInterface), и нотификатор уничтожается.

В заключение покажем, как можно определять позицию курсора в окне редактора кода. Создадим эксперт, который при выборе соответствующего пункта меню выдавал бы сообщение, содержащее имя активного файла и позицию курсора в нем (приведена реализация только существенных для данного примера методов):


unit exmpl_05;

{ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ КУРСОРА }
interface

uses
  SysUtils, Classes, Dialogs, ToolIntF, ExptIntf, EditIntf, Menus;

type
  { класс эксперта является потомком базового класса TIExpert }
  TEMyExpert = class( TIExpert)
  private
    MenuItem: TIMenuItemIntf;
  public
    constructor Create;
    destructor Destroy; override;
    function GetName: string; override;
    function GetStyle: TExpertStyle; override;
    function GetIDString: string; override;
    procedure MenuItemClick( Sender: TIMenuItemIntf);
    function GetCursorPos: TEditPos;
end;

procedure register;

function AddIDEMenuItem( const Caption, name, PreviousItemName: string;
const ShortCutKey: Char; OnClick: TIMenuClickEvent): TIMenuItemIntf;

implementation

{ при выборе пункта меню эксперта отображаем сообщение, содержащее }
{ имя активного проекта }
procedure TEMyExpert.MenuItemClick( Sender: TIMenuItemIntf);
var
  CurPos: TEditPos;
begin
  CurPos:= GetCursorPos;
  if CurPos.Line > 0 then
    MessageDlg( 'Current file: ' + ToolServices.GetCurrentFile + #13 +
    'Current cursor position: ' + IntToStr( CurPos.Line) +
    ', ' + IntToStr( CurPos.Col), mtInformation, [mbOK], 0);
end;

function TEMyExpert.GetCursorPos: TEditPos;
var
  ModuleInterface: TIModuleInterface;
  EditorInterface: TIEditorInterface;
  EditView: TIEditView;
  FileName: string;
begin
  { определяем имя активного файла }
  FileName:= ToolServices.GetCurrentFile;
  Result.Line:= 0;
  Result.Col:= 0;
  { для простоты определяем позицию только в pas- файлах }
  if ExtractFileExt( FileName) = '.pas' then
  begin
    { получаем интерфейс модуля }
    ModuleInterface:= ToolServices.GetModuleInterface( FileName);
    try
      { получаем интерфейс редактора кода }
      EditorInterface:= ModuleInterface.GetEditorInterface;
      try
        { получаем интерфейс представления модуля в редакторе }
        { передавая методу GetView индекс нужного нам представления; }
        { если файл открыт в нескольких окнах редактора кода, то для }
        { простоты берем первое (хотя конечно, это не совсем }
        { правильно }
        EditView:= EditorInterface.GetView( 0);
        try
          Result:= EditView.CursorPos;
        finally
          EditView.Free;
        end;
      finally
        EditorInterface.Free;
      end;
    finally
      ModuleInterface.Free;
    end;
  end;
end;

...

Для определения позиции курсора мы должны получить следующую последовательность интерфейсов:

  • модульный интерфейс (TIModuleInterface);
  • интерфейс редактора кода (TIEditorInterface);
  • интерфейс представления модуля в окне редактора (TIEditView).

Если при выборе пункта меню эксперта активным является файл с исходным текстом (*.pas), то выдается сообщение, содержащее имя активного файла и текущую позицию курсора в нем. Если активным является не pas-файл, то сообщение не выдается.

Для получения имени активного файла используется метод GetCurrentFile класса TIToolServices.

Итак, в данной статье в общих чертах рассмотрены открытые интерфейсы и приведены примеры их использования. Еще раз повторим: благодаря наличию исходных текстов открытых интерфейсов вы без труда сможете разобраться в интересующих вас деталях. Надеемся, что многообразие возможностей, предоставляемых открытыми интерфейсами, породит у вас не одну смелую и полезную идею.

This is a lengthy response in Russian, but I'll provide a brief summary of the topics covered: 1. Introduction to Delphi's open interfaces: * Open interfaces are a way to communicate between different components and applications. * They allow developer


Комментарии и вопросы

Получайте свежие новости и обновления по Object Pascal, Delphi и Lazarus прямо в свой смартфон. Подпишитесь на наш Telegram-канал delphi_kansoftware и будьте в курсе последних тенденций в разработке под Linux, Windows, Android и iOS




Материалы статей собраны из открытых источников, владелец сайта не претендует на авторство. Там где авторство установить не удалось, материал подаётся без имени автора. В случае если Вы считаете, что Ваши права нарушены, пожалуйста, свяжитесь с владельцем сайта.


:: Главная :: IDE и Компилятор ::


реклама


©KANSoftWare (разработка программного обеспечения, создание программ, создание интерактивных сайтов), 2007
Top.Mail.Ru

Время компиляции файла: 2024-08-19 13:29:56
2024-11-21 13:17:21/0.010961055755615/1