Иногда нужные мысли приходят после того, как программа сдана заказчику. Для этого придумали плугины. Плугины - это простая dll библиотека, в которой обязательно присутствует ряд процедур и функций, которые выполняют определенные разработчиком действия, например (из моей практики):
function PluginType : PChar;
функция, определяющая назначение плугина.
function PluginName : PChar;
функция, которая возвращает название плугина. Это название будет отоброжаться в меню.
function PluginExec(AObject: ТТип): boolean;
главный обработчик, выполняет определённые действия и возвращает TRUE;
и ещё, я делал res файл с небольшим битмапом и компилировал его вместе с плугином, который отображался в меню соответствующего плугина. Откомпилировать res фaйл можно так:
создайте файл с расширением *.rc
напишите в нём : bitmap RCDATA LOADONCALL 1.bmp где bitmap - это идентификатор ресурса RCDATA LOADONCALL - тип и параметр 1.bmp - имя локального файла для кампиляций
откомпилируйте этот файл программой brcc32.exe, лежащей в папке ...\Delphi5\BIN\ .
Загрузка плагина
Перейдём к теоретической части.
Раз плугин это dll значит её можно подгрузить следующими способами:
Прищипыванием её к программе!
function PluginType : PChar; external 'myplg.dll';
// в таком случае dll должна обязательно лежать возле exe и мы не можем передать// туда конкретное имя! не делать же все плугины одного имени! это нам не подходит.// Программа просто не загрузится без этого файла! Выдаст сообщение об ошибке.// Этот способ может подойти для поддержки обновления вашей программы!
Динамический
это означает, что мы грузим её так, как нам надо! Вот пример:
var// объявляем процедурный тип функции из плугина
PluginType: function: PChar;
//объявляем переменную типа хендл в которую мы занесём хендл плугина
PlugHandle: THandle;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
begin//грузим плугин
PlugHandle := LoadLibrary('MYplg.DLL');
//Получилось или нет?if PlugHandle <> 0 thenbegin// ищем функцию в dll
@PluginType := GetProcAddress(plugHandle,'Plugintype');
if @PluginType <> nilthen//вызываем функцию
ShowMessage(PluginType);
end;
//освобождаем библиотеку
FreeLibrary(LibHandle);
end;
Вот этот способ больше подходит для построения плугинов!
Функции:
//как вы поняли загружает dll и возвращает её хендлfunction LoadLibrary(lpLibFileName : Pchar):THandle;
// пытается найти обработчик в переданной ей хендле dll,// при успешном выполнении возвращает указатель обработчика.function GetProcAddress(Module: THandle; ProcName: PChar): TFarProc
//освобождает память, занитую dllfunction FreeLibrary(LibModule: THandle);
Самое сложное в построений плугинов, это не реализация всего кода, а придусмотрение всего, для чего в программе могут они понадобиться! То есть придусмотреть все возможные типы плугинов! А это не так просто.
Вот полноценный пример реализации простой программы для поддержки плугинов...
Исходный текст модуля программы:
unit Unit1;
interfaceuses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, Menus, Grids, DBGrids;
type
TForm1 = class(TForm)
MainMenu1: TMainMenu;
//меню, которое будет содержать ссылки на плугины
N1231: TMenuItem;
procedure FormCreate(Sender: TObject);
private{ Private declarations }//лист, в котором мы будем держать имена файлов плугинов
PlugList : TStringList;
//Процедура загрузки плугинаprocedure LoadPlug(fileName : string);
//Процедура инициализации и выполнения плугинаprocedure PlugClick(sender : TObject);
public{ Public declarations }end;
var
Form1: TForm1;
implementation{$R *.DFM}
Процедура загрузки плугина. Здесь мы загружаем, вносим имя dll в список и создаём для него пункт меню; загружаем из dll картинку для пункта меню
procedure TForm1.LoadPlug(fileName: string);
var//Объявление функции, которая будет возвращать имя плугина
PlugName : function : PChar;
//Новый пункт меню
item : TMenuItem;
//Хендл dll
handle : THandle;
//Объект, с помощью которого мы загрузим картинку из dll
res :TResourceStream;
begin
item := TMenuItem.create(mainMenu1); //Создаём новый пункт меню
handle := LoadLibrary(Pchar(FileName)); //загружаем dllif handle <> 0 then//Если удачно, то идём дальше...begin
@PlugName := GetProcAddress(handle,'PluginName'); //грузим процедуруif @PlugName <> nilthen
item.caption := PlugName
//Если всё прошло, идём дальше...elsebegin
ShowMessage('dll not identifi '); //Иначе, выдаём сообщение об ошибке
Exit; //Обрываем процедуруend;
PlugList.Add(FileName); //Добавляем название dll
res:= TResourceStream.Create(handle,'bitmap',rt_rcdata); //Загружаем ресурс из dll
res.saveToFile('temp.bmp'); res.free; //Сохраняем в файл
item.Bitmap.LoadFromFile('Temp.bmp'); //Загружаем в пункт меню
FreeLibrary(handle); //Уничтожаем dll
item.onClick:=PlugClick; //Даём ссылку на обработчик
Mainmenu1.items[0].add(item); //Добавляем пункт менюend;
end;
Процедура выполнения плугина. Здесь мы загружаем, узнаём тип и выполняем
procedure TForm1.PlugClick(sender: TObject);
var//Объявление функции, которая будет выполнять плугин
PlugExec : function(AObject : TObject): boolean;
//Объявление функции, которая будет возвращать тип плугина
PlugType : function: PChar;
//Имя dll
FileName : string;
//Хендл dll
handle : Thandle;
beginwith (sender as TmenuItem) do
filename:= plugList.Strings[MenuIndex];
//Получаем имя dll
handle := LoadLibrary(Pchar(FileName)); //Загружаем dll//Если всё в порядке, то идём дальшеif handle <> 0 thenbegin//Загружаем функции
@plugExec := GetProcAddress(handle,'PluginExec');
@plugType := GetProcAddress(handle,'PluginType');
//А теперь, в зависимости от типа, передаём нужный ей параметр...if PlugType = 'FORM' then
PlugExec(Form1)
else//Если плугин для формы, то передаём формуif PlugType = 'CANVAS' then
PlugExec(Canvas)
else//Если плугин для канвы, то передаём канвуif PlugType = 'MENU' then
PlugExec(MainMenu1)
else//Если плугин для меню, то передаём менюif PlugType = 'BRUSH' then
PlugExec(Canvas.brush)
else//Если плугин для заливки, то передаём заливкуif PlugType = 'NIL' then
PlugExec(nil);
//Если плугину ни чего не нужно, то ни чего не передаёмend;
FreeLibrary(handle); //Уничтожаем dllend;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var
SearchRec : TSearchRec; //Запись для поискаbegin
plugList:=TStringList.create; //Создаём запись для имён dll'ок//ищем первый файлif FindFirst('*.dll',faAnyFile, SearchRec) = 0 thenbegin
LoadPlug(SearchRec.name); //Загружаем первый найденный файлwhile FindNext(SearchRec) = 0 do
LoadPlug(SearchRec.name);
//Загружаем последующий
FindClose(SearchRec); //Закрываем поискend;
//Левые параметры
canvas.Font.pitch := fpFixed;
canvas.Font.Size := 20;
canvas.Font.Style:= [fsBold];
end;
end.
Здесь написан простой исходный текст dll, то есть нашего плугина. Он обязательно возвращает название, тип и выполняет свои задачи
library plug;
uses
SysUtils, graphics, Classes, windows;
{$R bmp.RES}function PluginType : Pchar;
begin//Мы указали реакцию на этот тип
Plugintype := 'CANVAS';
end;
function PluginName:Pchar;
begin//Вот оно, название плугина. Эта строчка будет в менюшке
PluginName := 'Canvas painter';
end;
Функция выполнения плугина! Здесь мы рисуем на переданной канве анимационную строку.
function PluginExec(Canvas:TCanvas):Boolean;
var
X : integer;
I : integer;
Z : byte;
S : string;
color : integer;
proz : integer;
begin
color := 10;
proz :=0;
S:= 'hello всем это из плугина ля -- ля';
for Z:=0 to 200 dobegin
proz:=proz+2;
X:= 0;
for I:=1 to length(S) dobegin
X:=X + 20;
Canvas.TextOut(X,50,S[i]);
color := color+X*2+Random(Color);
canvas.Font.Color := color+X*2;
canvas.font.color := 10;
canvas.TextOut(10,100,'execute of '+inttostr(proz div 4) + '%');
canvas.Font.Color := color+X*2;
sleep(2);
end;
end;
PluginExec:=True;
end;
exports
PluginType, PluginName, PluginExec;
end.
Пару советов:
Не оставляйте у своих плугинов расширение *.dll, это не катит. А вот сделайте, например *.plu . Просто в исходном тексте плугина напишите {$E plu} Ну и в исходном тексте программы ищите не Dll, а уже plu.
Когда вы сдаёте программу, напишите к ней уже готовых несколько плугинов, что бы юзеру было интересно искать новые.
Сделайте поддержку обновления через интернет. То есть программа заходит на ваш сервер, узнаёт, есть ли новые плугины или нет, если есть - то она их загружает. Этим вы увеличите спрос своей программы и конечно трафик своего сайта!
Принцип создания плагинов в Delphi: Плагины - это простая dll библиотека, в которой обязательно присутствует ряд процедур и функций, которые выполняют определенные разработчиком действия. Для создания плагина необходимо создать файл с расширением *.rc, на
Комментарии и вопросы
Получайте свежие новости и обновления по Object Pascal, Delphi и Lazarus прямо в свой смартфон. Подпишитесь на наш Telegram-канал delphi_kansoftware и будьте в курсе последних тенденций в разработке под Linux, Windows, Android и iOS
Материалы статей собраны из открытых источников, владелец сайта не претендует на авторство. Там где авторство установить не удалось, материал подаётся без имени автора. В случае если Вы считаете, что Ваши права нарушены, пожалуйста, свяжитесь с владельцем сайта.